- Лейтмотив
-
ЛЕЙТМОТИ́В (нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — термин, утвердившийся в 1870-е гг. в кругу адептов Р. Вагнера: Г. Вольцогена, В. Тапперта, И. Лефлера, Г. Федерляйна. Впервые встречается в работе Ф. Иенса "Сочинения Карла Марии фон Вебера" (1871). Понятие "Л." используется обычно для обозначения муз. мотива, а чаще фразы или муз. темы, наделенной символич. смыслом и служащей характеристикой какого-либо персонажа, предмета, идеи в процессе оперного действия. В творчестве Вагнера (особ. в тетралогии "Кольцо нибелунга") использование Л. вырастает до размеров гигантской системы муз. символов, к-рая практич. перестает выполнять свою функцион. роль. Семантически Л. является одним из видов муз. знака и наряду с иными знаковыми средствами может служить способом воплощения программного замысла.
Историч. прообразы Л. можно видеть в "мотивах воспоминания" опер предромантич. периода (Моцарт, Гретри, Мегюль), в ярких мотивах-характеристиках романтич. опер (Вебер, Шпор, Маршнер и др.), в методах цитирования и концентрич. развертывания оперного тематизма.
В рус. опере 19 в. элементы лейтмотивной техники, в частности оригин., используются в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. Антивагнерианские настроения в европ. муз. иск-ве 1910-х гг. приводят в целом к отказу от лейтмотивной техники (Стравинский называет Л. "номерками от вешалки"), хотя отд. элементы ее сохраняются в творчестве Штрауса, Пуччини, Бриттена, Прокофьева и др. В инструмент. музыке лейтмотивная техника встречается в романтич. симфонии (напр., "Фантастич. симфония" Берлиоза), камерной сонате (Скрипичная соната Франка), в фортепианных сонатах и симфонич. произв. Скрябина.
Лит.: Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классич. наследия. Л., 1952; Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа рус. композиторов-классиков. М., 1953; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.